В современном мире, постоянно изменяющемся и не стоящем на месте, присутствует взаимозаменяемость одних элементов на другие: появляются новые материалы, разрабатываются инновационные технологии, иные способы производства, идет поиск средств энергосбережения и сохранения экологии. То, что широко использовалось и применялось 20 лет назад, постепенно устаревает, перестает отвечать вновь возникающим современным требованиям и отходит на задний план. Это касается всех отраслей жизнедеятельности человека: народного хозяйства, легкой и тяжелой промышленности, машиностроения, химических и пищевых производств и т. д. Коснулось это и строительной отрасли, в частности, производства вентиляторных градирен и запасных частей к ним, в том числе рабочих колес вентилятора.
Содержание статьи
Рабочее колесо градирни – элемент вентилятора градирни, состоящий из лопастей, ступицы и хвостовика. Он предназначен для создания воздушного потока в оросительном слое и играет ключевую роль для эффективного и глубокого охлаждения оборотной воды. Ведь чем устойчивее и стабильнее направляемые массы воздуха, тем надежнее работа всей градирни. При этом, если вентилятор подобран неверно или плохо отрегулирована его работа, охлаждающая способность узла может снизиться на 70%, а энергопотребление увеличится, в зимний же период времени это грозит обледенением элементов градирни.
Принято делить вентиляторы на следующие типы: нагнетательные и высасывающие. И те, и другие называются по принципу своего действия. Первые «нагнетают» воздух внутрь градирни, так как располагаются внизу на уровне воздухозаборных окон. Высасывающие располагаются сверху и «засасывают» воздух, а затем направляют его на ороситель.
Наши рабочие колеса относятся ко второму типу и обеспечивают более равномерное распределение воздушных масс в градирне на фоне нагнетательных вентиляторов. Такого результата позволяет добиться направление потока воздуха под углом 90 градусов на низких скоростях работы установки. Также к плюсам относится исключение возможности подсоса теплого и влажного воздуха, исходящего от самой градирни, через воздухозаборные окна. Средняя скорость воздушных масс, выбрасываемых высасывающим вентилятором, — 6–10 метров в секунду, она позволяет исключить практически полностью рециркуляцию воздуха. У нагнетательных этот показатель колеблется в рамках 1,7–2,5 метров в секунду, поэтому присутствует возможность задувания выходящих воздушных потоков вниз и подсосу их обратно в установку. Следствием такого процесса станет снижение охлаждения воды в градирне. Как показала практика, разница в эффективности двух описанных выше типов вентилятора составляет 30% в пользу высасывающих. Поэтому мы и производим такие рабочие колеса.
У вентиляторов также есть классификация по виду исполнения, происходит градация на прямой и редукторный привод. Когда рабочее колесо устанавливается непосредственно на вал электродвигателя, это называют прямым приводом. Если же присоединение идет на вал редуктора, который в свою очередь связан с двигателем специальным валом, то речь идет о приводе с редуктором. При применении такого вида исполнения как плюс отмечают расположение электродвигателя вне рабочей зоны градирни.
Мы готовы предложить колеса разного диаметра. Смотрите наш типоряд:
Рабочие колёса компании "Агростройсервис"
Основные характеристики рабочих колес, которые нужно знать:
- диаметр рабочего колеса, измеряется в мм, в названии принято указывать в дм
- количество лопастей (обычно их бывает 3, 4 или 6)
- номинальная производительность показывает какой объем воздуха прокачивается в единицу времени, измеряется в метрах кубических в час
- статистический напор или давление, измеряется в Паскалях (Па)
- номинальная частота вращения показывает сколько оборотов делает колесо в единицу времени (об/мин)
- максимальная частота вращения показывает предел предыдущей характеристики
- направление вращения (бывает по либо против часовой стрелки)
- вес рабочего колеса
Все рабочие колеса нашего предприятия производятся серийно, имеют минимальные допуски и проходят балансировку в цехе стеклопластика.
Кроме того мы являемся единственной компанией в России, которая изготавливает колеса диаметром 18 и 20 метров.
Вообще в качестве сырья для рабочих колес вентиляторов с прямым приводом могут использоваться как различные сплавы металлов, так и стеклопластик. Для формирования лопастей наша компания использует второй вариант, так как это обеспечивает ряд наших преимуществ:
- более легкий вес в сравнении с металлическими рабочими колесами
- стойкость к коррозии, влаге и другим агрессивным средам
- увеличение самого срока эксплуатации колеса
- уменьшение аэродинамического сопротивления, которое обеспечивается обтекаемостью формы лопасти
Рабочие колеса серии РК отличаются от продукции ГАЦ стальной разъемной ступицей, позволяющей демонтировать прикипевшее в ходе даже многолетней эксплуатации колесо с вала двигателя или редуктора без особых проблем.

Ответьте на 3 вопроса и получите бесплатную консультацию инженера-технолога по градирням
Наш инженер-технолог ответит на все интересующие вас вопросы, приведет примеры из отрасли, а также соберет исходные данные для подбора оборудования и выставления ТКП
Пройти тестЕще одно существенное улучшение по отношению к аналогам — использование металлических хвостовиков, обладающих большей прочностью и исключающих растрескивание в месте расширения лопаток лопасти. Лопасти изготавливаются из стеклопластика, для усиления конструкции внутри закладываются стрингеры и шпангоуты. Крепление лопастей происходит с помощью фланцевых соединений и позволяет устанавливать требуемый угол атаки.
Способ изготовления рабочих колес проходит в несколько этапов:
- На специальную форму-матрицу, повторяющую профиль лопасти, напыляется гелькоут толщиной слоя в 0,6 мм. Далее он выдерживается в течение 5-6 часов
- После высыхания слоя гелькоута методом ручного формования наносятся в несколько этапов стеклоровинг и полиэфирная смола
- Следующий шаг – склейка. Внутри лопастей (в середине и хвосте) устанавливаются специальные стрингеры, которые дополнительно обрабатываются составом для склейки
- Лопасть шлифуют абразивными материалами. После этого ее в три слоя покрывают конструкционной тканью. Ею же обрабатываются стыки и места склейки лопасти
- Вся лопасть покрывается топкоутом (гелькоут с парафиновой добавкой) для ее защиты от влаги
- Далее происходит покраска в корпоративный цвет
- На последнем этапе на атакующей кромке лопасти устанавливается защитная полоса из нержавеющей стали.
Для предотвращения обратных протечек воздуха через ступицу, а также для снижения аэродинамического сопротивления на выходе потока воздуха из рабочего колеса, в комплект входит стеклопластиковый обтекатель. Сырьем для его изготовления и лопастей служит стеклопластик, который производится на основе полиэфирной смолы.
Более подробную информацию по вентиляторному оборудованию вы можете посмотреть в разделе "Вентилятор градирни".
История появления рабочих колёс из стеклопластика
В начале 90-х годов прошлого века промышленные предприятия активно закупали только-только появившиеся на свет стеклопластиковые рабочие колеса осевых вентиляторов градирен. По сравнению со старыми металлическими, это был настоящий прорыв. Стеклопластик – материал, который обладает следующими свойствами:
- Малый удельный вес по сравнению со сталью – вес изделия из стеклопластика в 3,5 раза меньше
- Высокая коррозионная стойкость
- Простота монтажа
- Более долгий срок службы
Первый массовый выпуск таких лопастей вентилятора освоила компания «ГАЦ» (ЗАО «Гидроаэроцентр»), созданная выходцами из ЦАГИ — Центрального аэрогидродинамического института.
Однако первые разработки были далеки от совершенства, и на сегодняшний день эти осевые вентиляторы градирен уже выработали свой ресурс. Вентиляторы ГАЦ устанавливались на многие градирни по всей России, но сейчас им на смену пришло новое поколение, с более высокими техническими характеристиками.
Рабочие колёса ГАЦ
Рабочие колеса вентилятора состоят из композитной ступицы и объемных стеклопластиковых лопастей, изготовленных методом формования под давлением с термической полимеризацией. Лопасти полые; в комлевой части заформован стеклопластиковый хвостовик. Удержание хвостовика в ступице происходит через стеклопластиковые обкладки. Для снятия заряда статического электричества законцовка лопасти оснащена металлической пластиной, соединенной электропроводом с металлической втулкой. Для предотвращения эрозии от капель жидкости на передние кромки лопастей при необходимости устанавливаются носки из стеклопластика и листового металла.
Сравнительная таблица рабочих колёс ГАЦ и РК производства компании ООО «НПО «Агростройсервис»
Для того чтобы убедиться, что рабочие колеса нашего производства отлично подходят на замену колесам фирмы «ГАЦ», приведем сравнительную характеристику этих двух марок.
Марка градирни | Производитель | Тип рабочего колеса | Диаметр РК, м | количество лопастей, шт | Частота вращения, об/мин | мощность эл. двигателя, кВт | Производительность м3/час | Напор, Па |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
ВГ-25 | Агростройсервис | 2,5 | 4 | 250-500 | 9-15 | 170 000 | 140 | |
ГАЦ | ГАЦ-25-4ВГ | 2,5 | 4 | 365 | 11 | 130 000 | 170 | |
ВГ-50 | Агростройсервис | 5,0 | 4 | 187-250 | 30-55 | 530 000 | 150 | |
ГАЦ | ГАЦ-50-4ВГ | 4,95 | 4 | 192 | 30 | 430 000 | 140 | |
ВГ-70 | Агростройсервис | 7,0 | 4 | 187-250 | 75-110 | 1 100 000 | 160 | |
ГАЦ | ГАЦ-70-4(У)ВГ | 6,95 | 4 | 170 | 75 | 1 200 000 | 150 | |
ВГ-104 | Агростройсервис | 10,4 | 6 | 90-120 | 160-250 | 2 700 000 | 170 | |
ГАЦ | ГАЦ-104-6ВГ | 10,3 | 6 | 94-110 | 250 | 2 850 000 | 160 |
Как видно из таблицы, рабочие колёса компании «Агростройсервис» не только не уступают, но и превосходят по своим характеристикам колёса компании «ГАЦ». Это означает, что их можно смело использовать для ваших вентиляторных градирен.
Что нужно знать при замене рабочего колеса
Срок службы вентилятора на градирне обычно составляет 10–12 лет, поэтому рано или поздно его придётся заменить. На что следует обратить внимание при выборе нового вентилятора?
Во-первых, нужно подобрать правильный диаметр. Обычно размер колеса указывается в названии, например, «РК-25/4» означает, что диаметр колеса составляет 25 дециметров, а количество лопастей — 4. «ВГ-70» — это вентилятор градирни с диаметром колеса 70 дециметров.
Если вы меняете только колесо, оставляя электродвигатель прежним, то потребуется расточить ступицу под размеры вала двигателя. Для этого нужно предоставить чертежи двигателя производителю колеса, чтобы избежать проблем на этапе поставки.
Для корректной работы узла необходима балансировка, которую должен проводить производитель на своей площадке под контролем своих специалистов. Некорректная работа вентилятора может привести к низкому охлаждению воды, повышенным затратам на электроэнергию и даже к досрочному разрушению оборудования.
После проведения балансировки рабочее колесо отправляется на площадку клиента.
В целом при проведении реконструкции градирни замена колес не является сложным процессом, если обладать необходимой информацией и обратиться к надежному производителю.
Типоряд рабочих колес
Получить бесплатную консультацию и сделать заказ вы можете по номерам 8-800-222-45-62, (8313) 34-75-40, а также направить ваш запрос на почту acs@acs-nnov.ru. Будем рады также помочь с реконструкцией и модернизацией градирен, поставкой полного спектра комплектующих к ним. Обращайтесь, готовы решать ваши задачи!