АСУ ТП ЭКОНОМИТ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ

Активное внедрение и строительство вентиляторных градирен на производствах началось уже много лет назад, с 60х годов прошлого века. С течением времени совершенствовались методы расчета, конструкция испарительных установок, материалы, применяемые в строительстве. В первую очередь, все это делалось для повышения эффективности и снижения затрат при эксплуатации охлаждающих аппаратов.

С середины 1990х - начала 2000х годов на предприятиях стали все чаще применять автоматические системы управления работой градирен. Даже на небольших заводах такие системы подтвердили свою эффективность. Там, где охлаждающих установок используется много, экономия оказалась еще больше.

Связано это, в первую очередь, с особенностями климата России. На большей территории нашей страны около полугода температура воздуха на улице ниже 0С. При таких условиях охлаждение оборотной воды происходит значительно проще и не требует постоянной работы вентиляторных установок.

Эффективно регулировать скорость вращения рабочего колеса как раз позволяет система автоматизации градирни. При этом можно добиться значительной экономии электроэнергии.

В среднем, использование в управлении вентустановкой частотных преобразователей позволяет сократить расходы на электроэнергию до 40-50%. При этом увеличивается межремонтный интервал электродвигателей.

Для примера, вентилятор ВГ 50 оснащен двигателем мощностью 30 кВт, а ВГ 70 приводом на 75 кВт. Годовой фонд рабочего времени вентиляторной установки составляет 8640 часов. Если экономия от применения АСУ ТП градирни составит всего 30%, то это будет 2592 часа, или 108 дней. При средней стоимости энергоресурса в 3,5 рубля получим: 2592 часа * 75 кВт * 3,5 рубля = 680 400 рублей в год! И это только от одного вентилятора!

Для крупных водоблоков экономия от использования позволяет окупить автоматическую систему управления в течение года.

Кроме того, автоматика градирни позволяет функционировать оборудованию без участия оператора, что значительно упрощает процесс работы всего технологического цикла и сокращает до минимума количество ошибок из-за человеческого фактора.

КОМПЛЕКТАЦИЯ И СХЕМЫ АВТОМАТИКИ ГРАДИРНИ

В комплект поставки могут входить преобразователи частоты, набор датчиков, шкаф автоматики и/или шкафы управления вентиляторной градирни.

В зависимости от реальных условий функционирования предусмотрено 2 варианта построения шкафов автоматики. Они отличаются схемой коммутации и количеством частотных преобразователей.

Схема 1 Для каждого из двигателей используют собственный частотный преобразователь. Количество шкафов управления будет соответствовать количеству вентиляторов градирни.

Преобразователь частоты монтируется снаружи шкафа на задней, или боковой стенке в зависимости от места расположения шкафа у Заказчика. Он может также монтироваться рядом со шкафом на стене, или отдельной стойке. Такое расположение ПЧ обеспечивает наилучшие условия его охлаждения.

Схема 2 Используют один ПЧ для нескольких электродвигателей. Реализованный принцип довольно прост: в каждый момент времени регулируется только один двигатель, остальные или стоят, или вращаются с максимальной скоростью.

Алгоритм подразумевает последовательное включение секций. Сначала один вентилятор плавно разгоняется по сигналам от системы управления градирни. При достижении им пика нагрузки, он подключается напрямую к сети, а «частотник» переключается на следующую секцию. Второе рабочее колесо начинает медленно вращаться, постепенно разгоняясь до необходимой величины. При достижении пика вторым вентиляторным узлом, включается третий. И так далее.

При такой компоновке нескольких секций используется один шкаф управления. Данное решение позволяет снизить стоимость системы.

Высокая надежность работы градирни обеспечивается техническими решениями силовых шкафов, постоянной диагностикой состояния силового электрооборудования и алгоритмами управления.

Для обеспечения устойчивости системы в силовых шкафах электродвигатель вентилятора может быть подключен к сети, либо через преобразователь частоты, либо через байпасный контактор. В случае выхода из строя одного из путей подключения, система сама определит поломку и автоматически задействует резервное подключение, выдав аварийный сигнал. Технологически процесс охлаждения продолжится без остановки. Кроме того, в автоматическом режиме АСУ получает от оператора команды и организует безаварийное переключение оборудования, исключая ошибочные действия оператора, которые могли бы привести к авариям.

В состав системы управления включаются локальные кнопочные посты. Это кнопка «Стоп», которая размещена в непосредственной близости от вентилятора градирни. Она позволяет быстро отключить установку в случае аварии.

Сигналы от кнопочных постов и датчиков поступают в контроллер, который по заранее заданной программе управляет работой преобразователей частоты и системы в целом. Он осуществляет прием и обработку сигналов состояния оборудования и команд оператора системы, формирует управляющие сигналы.

К контроллеру подключена панель оператора, позволяющая вводить данные, или отслеживать текущее состояние.

Для контроля состояния и аварийного отключения электродвигателя, или редуктора используются датчики:

  • температуры обмоток;
  • температуры верхнего и нижнего подшипника;
  • протока масла;
  • давления масла.

Для получения информации об окружающей среде датчики:

  • температуры воздуха;
  • влажности.

Для сбора данных о текущих показателях ВОЦ расходомеры и термометры:

  • объема поступающей воды;
  • температуры воды на входе и выходе;
  • уровня воды в бассейне;
  • закрытия/открытия задвижек.

Давайте рассмотрим подробнее, как это происходит.

ОПИСАНИЕ РЕЖИМОВ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ГРАДИРНИ

Автоматическое и ручное упраление

На панели оператора расположен переключатель между автоматическим режимом и регулированием вентиляторов вручную оператором.

В автоматическом режиме оператор задает требуемую температуру охлажденной воды, после чего вмешательства человека в функционирование охлаждающей установки не требуется.

В жару, при росте температуры воды, автоматика сама запустит двигатель и будет ускорять, или замедлять вращение рабочего колеса по сигналу от датчиков. При превышении заданного параметра подача воздуха увеличивается, при меньших значениях – падает.

В автоматическом режиме возможно менять частоту вращения каждого двигателя по командам от системы АСУ верхнего уровня. Вся информация о состоянии градирни в таком режиме отображается на локальной панели и передается в систему верхнего уровня по протоколам Modbus, или Profibus.

В ручном режиме оператор сам увеличивает, или уменьшает скорость вращения рабочего колеса вентилятора ВГ, открывает, или закрывает задвижки. Нажимая кнопки "Старт", "Стоп", "Меньше", "Больше", добивается необходимой температуры оборотной воды. Конечно, этот путь сложнее.

Зимний режим работы

Зимой, когда конструкции подвержены обледенению, система управления автоматически осуществляет оттаивание льда путем включения реверсного вращения лопастей. При этом теплый воздух подается обратно в градирню и, выходя через окна, размораживает лед. Вентилятор работает на малых оборотах, исключая возможность набора влаги изоляцией электродвигателя, поэтому отпадает необходимость дополнительной сушки обмоток.

Активация режима при ручном контроле осуществляется нажатием кнопки «Реверс». При автоматическом контроллер переключает двигатели в режим «Антиобледенение» через некоторое время после падения температуры наружного воздуха ниже заданной величины. Продолжительность режимов «Работа» (1 – 24 часа) и «Антиобледенение» (1 – 50 минут), а также температура смены режимов задается в меню настроек.

Еще одна «зимняя» функция – режим прогрева, или сушки двигателя. Он служит для предстартового прогрева двигателей в случае его длительного простоя. В этом режиме на двигатель подается небольшое стартовое напряжение, что позволяет произвести сушку обмоток электродвигателя, тем самым избегая пробоя и их короткого замыкания. Работает «Сушка» только в автоматическом режиме. Время выполнения (1 – 50 минут) задается в меню контроллера.

Летний режим работы градирни

Летом градирня управляется автоматикой по описанным выше алгоритмам. Помимо ускорения, или замедления вентиляторов, летом важно отслеживать параметры силового оборудования, т.к. возможен его перегрев.

Система автоматического управления включает в себя и мониторинг аварийных состояний, ведет журнал аварий.

Журнал событий – хранит записи 200 последних аварийных событий, таких как ошибка датчиков, превышение аварийных\предаварийных значений температуры и т.п. Дата и время событий фиксируются автоматически.

В зависимости от комплектации электродвигателя, или редуктора система фиксирует следующие параметры:

  • сигнал аварии частотного преобразователя;
  • температуру верхнего подшипника двигателя;
  • температуру обмотки двигателя;
  • температуру нижнего подшипника;
  • уровень масла в картере редуктора;
  • давление масла в редукторе;
  • наличие протока масла через редуктор;
  • уровень вибрации вентилятора ВГ.

По каждому из них в настройках контроллера системы можно задать пороговые значения, при превышении которых автоматика остановит оборудование, занесет значение ошибки в журнал и выдаст звуковой и световой сигнал. Лампа аварийной сигнализации расположена на панели оператора.

Похожим образом система работает с журналом параметров оборотного цикла и фиксирует:

  • температуру подаваемой воды;
  • температуру охлажденной воды;
  • температуру окружающего воздуха;
  • тепловую мощность установки.

Все эти данные передаются в систему верхнего уровня для хранения, а также записываются в локальный журнал контроллера АСУ ТП градирни. По ним возможно построить наглядный график.

 

Другие статьи