Необходимым условием для легального строительства очистных сооружений сточных вод является необходимость  согласования точки сброса сточных вод. Рассмотрим подробнее, как проводится данное согласование.

Способы отведения сточных вод

Практически любые очистные сооружения  можно охарактеризовать как проходные. Это значит, что сток проходит сквозь них, претерпевает некоторые изменения и далее отводится. Вариантов отведения может быть несколько.

1) В канализацию более высокого уровня. Как правило, это актуально для объектов, оборудованных локальными системами очистки и находящихся в населённых пунктах с централизованным канализованием.

2) В оборотное водоснабжение. Хотя технически сточную воду можно довести до качества и питьевой, и даже высокоочищенной, но в незасушливых странах столь глубокая переработка хозяйственно-бытовых стоков обычно нецелесообразна, особенно с целью питьевого водоснабжения. Исключение составляют многие промышленные предприятия, по различным причинам. Стоит при этом отметить, что очень малая доля предприятий с оборотным водоснабжением имеет полностью замкнутый цикл; обычно часть стоков всё же сбрасывается вовне.

3) В окружающую среду – водоём, на землю или под землю, в атмосферу.

Точка сброса сточных вод

Очевидно, что в первом случае порядок приёма стоков необходимо обсуждать с владельцем и/или эксплуататором центральной канализационной системой.  Во втором случае сброс в оборотное водоснабжение регулируется внутри хозяйствующего субъекта. Поэтому разберём более подробно третий способ, наиболее актуальный для читателей нашего сайта и затрагивающий интересы наиболее широкого круга общественности.

Для начала стоит указать, что способы утилизации очищенных стоков в атмосферу или под землю являются довольно редкими и узкоспециализированными. Например, выпарные установки, пруды-испарители, газофакельные установки имеют ограниченное применение. Но они требуют либо больших свободных территорий, либо доступа к дешёвым источникам тепла или энергии, а также ограничены в объёмах утилизации, климатических условиях. Размещение  стоков в подземные скважины глубокого захоронения применяется в добывающей отрасли,  но тоже имеет ряд ограничений и слабо применимо в  случае хозяйственно-бытовых сточных вод поселений.

Сброс стоков в водный объект

Довольно логичным в случае применения компактных и малых очистных сооружений, обычно используемых в небольших населённых пунктах, гостиничных комплексах и подобных объектах кажется сброс в естественные понижения рельефа – овраги, болота, ручьи. Тем не менее, в настоящее время в России фактически законодательно запрещён «сброс на рельеф», поскольку он приравнен к загрязнению почв.

Поэтому единственно возможным вариантом точки сброса очищенных сточных вод является в настоящее время сброс в водный объект. Под водным объектом понимается при этом водоём, внесённый в Водный реестр Российской Федерации и имеющий там номер. Поэтому первым мероприятием, которое рекомендуется провести при выборе точки сброса – убедиться, что планируемый водоём имеет номер регистрации. В настоящее время подобная услуга доступна физическим и юридическим лицам на сайте Электронного правительства «Госуслуги».

Далее порядок подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование довольно подробно описан в Постановлении Правительства №844 от 30 декабря 2006 года. Здесь стоит особо рассмотреть следующие нюансы.

В подпункте 10.д указано, что необходимо приложить описание планируемых мероприятий по достижению качества очистки сточных вод, а также описание финансирования проекта. Разные регионы по-разному трактуют этот пункт, но, как правило, под этим понимается проектно-сметная документация, прошедшая экспертизу.

В связи с этим стоит подчеркнуть, что проектно-сметная документация включает в себя раздел изысканий. Изыскания – это натурное обследование территории. Одним из разделов изысканий являются инженерно-гидрометеорологические, при проведении которых и обследуется планируемый к сбросу водоём.

Пункт 20 указывает порядок работы исполнительного органа или органа местного самоуправления. С точки зрения Заявителя, данная информация является внутренним делом вышеуказанных органов. Но поскольку весьма часто заказчиком строительства очистных сооружений являются муниципалитеты, то складывается ситуация, что Заявитель и исполнительный орган по сути являются одним и тем же. К сожалению, особенно для малых населённых пунктов, в Постановлении не прописан порядок действий в случае кадровой невозможности выполнить требуемые п.20 действия.

Одним из вариантов выхода из данной ситуации видится сотрудничество со специализированными фирмами, имеющими в штате квалифицированных сотрудников, имеющих опыт выполнения столь узкоспециализированной работы.

Согласование точки сброса сточных вод

Как оформить точку сброса для сточных вод

 Государство заботится об охране окружающей среды и соблюдении качества воды, поэтому строго регламентирует нормы предельно допустимых значений сбросов и требует от предприятий и организаций расчета и согласования в надзорных инстанциях точки сброса сточных вод (водный источник).

Департамент  Росприроднадзора и территориальное управление Росрыболовства являются такими надзорными инстанциями.

Расчет и согласование точки сброса – это многоэтапный процесс, включающий в себя следующие стадии:

  • Оценку расстояния от очистных сооружений до водного объекта и экономической составляющей прокладки сети трубопровода;
  • Получение выписки из водного реестра о водном объекте, на основании которой формируется информация по состоянию водного объекта и фактической цели его использования;
  • Гидрологическая характеристика водного объекта (оценивается возможность принятия необходимого количества очищенного стока водным объектом);
  • Обследование состояния берега и бассейна водного объекта для строительства водовыпускного устройства (оголовка);
  • Получение рыбохозяйственной характеристики водного объекта;
  • Сбор информации о том, относится ли водный объект к источникам водоснабжения и определение зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения, в которую попадает проектируемая точка сброса;
  • Получение информации о том, является ли водный объект притоком первого порядка источника питьевого водоснабжения;
  • Оценка возможного воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду.

Согласование точки сброса требуется при проектировании и строительстве очистных сооружений хозяйственно-бытовой канализации, ливневых и промышленных стоков. Согласование точек сброса является одной из необходимых стадий при получении разрешения на сброс.
Срок разработки и получения согласований — до 3-х месяцев с момента предоставления всех необходимых материалов (исходных данных).

Документы для получения согласования в Росприроднадзоре:

  • Заявление о согласовании точки сброса;
  • Разделы проектной документации «Технологические решения» и «Пояснительная записка», разработанные в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 №87 «О составе разделов проектной документации»;
  • Рыбохозяйственная характеристика водного объекта;
  • Справки «Климатическая характеристика», «Фоновые концентрации в атмосферном воздухе», «Гидрологическая характеристика водного объекта», «Фоновые концентрации водного объекта» из ФГБУ «Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды»
  • Разрешительные документы от производителя на очистные сооружения (Декларация, Сертификат соответствия ТУ, Паспорт и Инструкция по эксплуатации);
  • Проект для сброса сточных вод (проект обоснования точки сброса).

Таким образом, согласование точки сброса сточных вод  – поднадзорный процесс, требующий урегулирования в государственных инстанциях и сбора определенного пакета документов, включая проектирование и разрешительную документацию. Обращайтесь в крупные профильные организации с грамотными специалистами, если вам необходимо согласовать точку сбора сточных вод.

Другие статьи