Сброс стоков в водный объект
Довольно логичным в случае применения компактных и малых очистных сооружений, обычно используемых в небольших населённых пунктах, гостиничных комплексах и подобных объектах, кажется сброс в естественные понижения рельефа – овраги, болота, ручьи. Тем не менее, в настоящее время в России фактически законодательно запрещён «сброс на рельеф», поскольку он приравнен к загрязнению почв. Поэтому единственно возможным вариантом точки сброса очищенных сточных вод является в настоящее время сброс в водный объект. Под водным объектом понимается при этом водоём, внесённый в Водный реестр Российской Федерации и имеющий соответствующий регистрационный номер. Поэтому первым мероприятием, которое рекомендуется провести при выборе точки сброса – определить водотоки вблизи расположения предполагаемой станции очистки сточных вод, далее проверить, какие водотоки имеют номер регистрации.
Вторым, немаловажным мероприятием является предварительное согласование точки сброса в Федеральном агентстве водных ресурсов, порядок подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование довольно подробно описан в Постановлении Правительства №844 от 30 декабря 2006 года.
Здесь стоит особо рассмотреть следующие нюансы.
В подпункте 10.д указано, что необходимо приложить описание планируемых мероприятий по достижению качества очистки сточных вод, а также описание финансирования проекта. Разные регионы по-разному трактуют этот пункт, но, как правило, под этим понимается проектно-сметная документация, прошедшая экспертизу. Параллельно с получением согласования точки сброса необходимо предварительно рассмотреть схему прокладки сбросного коллектора. Так как расстояние до водного объекта может быть существенным, нужно знать, через какие земельные участки он будет проложен, с дальнейшим согласованием заложения коллектора с собственниками этих земель. На пути следования предполагаемого коллектора могут быть препятствия, которые нанесены на карту местных или городских сетей (в т. ч. особо значимые), так и скрытые препятствия, о которых можно узнать, проведя инженерные изыскания. При строительстве сетей канализации учитывается дальнейшая пригодность мест прокладки коллектора для строительства с учетом СНиП.
Стоит подчеркнуть, что одним из разделов изысканий являются инженерно-гидрометеорологические, при проведении которых и обследуется планируемый к сбросу водоём.
Пункт 20 указывает порядок работы исполнительного органа или органа местного самоуправления. С точки зрения Заявителя, данная информация является внутренним делом вышеуказанных органов. Но поскольку весьма часто заказчиком строительства очистных сооружений являются муниципалитеты, то складывается ситуация, что Заявитель и исполнительный орган по сути являются одним и тем же. К сожалению, особенно для малых населённых пунктов, в Постановлении не прописан порядок действий в случае кадровой невозможности выполнить требуемые п. 20 действия.
Одним из вариантов выхода из данной ситуации видится сотрудничество со специализированными фирмами, имеющими в штате квалифицированных сотрудников, имеющих опыт выполнения столь узкоспециализированной работы.
Как оформить точку сброса для сточных вод
Перед началом работ определяют возможность сброса стока в близлежащий водный объект. Далее экологами проводится рекогносцировочное обследование. Оцениваются следующие критерии:
- Состояние водного объекта в текущий момент времени и характер использования. Это может быть вода рыбохозяйственного назначения или просто безымянный ручей, отдыхают ли здесь люди, ловят ли рыбу?
- Протяженность от водного объекта до локальных очистных сооружений. Оценивается техническая возможность проведения трубопровода. Составляется примерная смета
- Состояние берега, решается вопрос о строительстве оголовка водовыпуска. Исследуется речной бассейн.
- Определение рыбохозяйственной категории водного объекта
- Принадлежность водного объекта к источнику питьевой воды и ступень запланированного сброса
- Определение того, относится ли водный объект к источнику первой ступени питьевого водоснабжения или какую-то последующую ступень
- Разработка обоснования и возможность принятия данным объектом очищенных стоков
- Оценка теоретически допустимых последствий от запланированного сброса
Конечным этапом является проект экологического обоснования на правомерность и соответствие законодательству об охране окружающей среды. В проект включаются перечисленные ниже разделы:
- подробное описание объекта
- характеристика прилегающей территории на текущую дату
- оценка влияния функционирующего объекта на окружающую среду с возможными воздействиями
- перечень мероприятий, предотвращающих негативное влияние на природу в процессе строительства
- условия сохранения экологичности на объекте
- выводы и рекомендации
Государство заботится об охране окружающей среды и соблюдении качества воды, поэтому строго регламентирует нормы предельно допустимых значений сбросов и требует от предприятий и организаций расчета и согласования в надзорных инстанциях точки сброса сточных вод (водный источник).
Департамент Росприроднадзора и территориальное управление Росрыболовства являются такими надзорными инстанциями.
Расчет и согласование точки сброса – это многоэтапный процесс, включающий в себя следующие стадии:
- Поиск и выбор водного объекта для сброса канализационного стока
- Оценку расстояния от очистных сооружений до водного объекта и экономической составляющей прокладки сети трубопровода
- Составление предварительной схемы прокладки сетей до водного объекта
- Получение выписки из водного реестра о водном объекте, на основании которой формируется информация по состоянию водного объекта и фактической цели его использования
- Гидрологическая характеристика водного объекта (оценивается возможность принятия необходимого количества очищенного стока водным объектом)
- Обследование состояния берега и бассейна водного объекта для строительства водовыпускного устройства (оголовка)
- Получение рыбохозяйственной характеристики водного объекта
- Сбор информации о том, относится ли водный объект к источникам водоснабжения и определение зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения, в которую попадает проектируемая точка сброса
- Получение информации о том, является ли водный объект притоком первого порядка источника питьевого водоснабжения
- Оценка возможного воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду
Согласование точки сброса требуется при проектировании и строительстве очистных сооружений хозяйственно-бытовой канализации, ливневых и промышленных стоков. Согласование точек сброса является одной из необходимых стадий при получении разрешения на сброс.
Срок разработки и получения согласований — до 3-х месяцев с момента предоставления всех необходимых материалов (исходных данных).
Документы для получения согласования в Росприроднадзоре:
- Заявление о согласовании точки сброса
- Разделы проектной документации «Технологические решения» и «Пояснительная записка», разработанные в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 №87 «О составе разделов проектной документации»
- Рыбохозяйственная характеристика водного объекта
- Справки «Климатическая характеристика», «Фоновые концентрации в атмосферном воздухе», «Гидрологическая характеристика водного объекта», «Фоновые концентрации водного объекта» из ФГБУ «Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды»
- Разрешительные документы от производителя на очистные сооружения (Декларация, Сертификат соответствия ТУ, Паспорт и Инструкция по эксплуатации)
- Проект для сброса сточных вод (проект обоснования точки сброса)
Таким образом, согласование точки сброса сточных вод – поднадзорный процесс, требующий урегулирования в государственных инстанциях и сбора определенного пакета документов, включая проектирование и разрешительную документацию. Обращайтесь в крупные профильные организации с грамотными специалистами, если вам необходимо согласовать точку сбора сточных вод.
Штрафные санкции
В случае нарушения основных требований, касающихся охраны водоемов, правил пользования и эксплуатации водоохраняемых сооружений, существует административное законодательство, регламентирующее привлечение к административной ответственности.
Статья 8.13 Кодекса об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ) гласит, что в случае нарушения правил в отношении охраны водного пространства, выражающихся в засорении и истощении, предусматривается наложение штрафа на предприятие в размере от 150 000 до 300 000 руб.
Статья 8.14 КоАП РФ устанавливает штрафные санкции в размере от 80 000 до 100 000 руб. и приостановку деятельности предприятия до 90 суток при нарушении требований в отношении водопользования при проведении забора воды либо сброса сточных вод.