Как это довольно часто происходит, при строительстве очистных сооружений встаёт вопрос – как проходить согласование и нужно ли вообще оно? Поскольку на эту тему уже сломано много копий, предлагаем разобраться подробнее.
Очистные сооружения – это объекты недвижимого имущества. Градостроительный кодекс РФ в статье 51 определяет порядок получения разрешения на строительство таких объектов.
Чтобы избежать нанесения вреда окружающей среде, органы Росприроднадзора обязательно контролируют проект и установку очистных сооружений и отведение сточных вод от них.
Прежде всего, стоит отметить, что сложность согласования зависит от того, какой производительности и какого исполнения очистные сооружения.
Группы очистных сооружений
Первой подгруппой идут особо малые установки, которые предназначены для отведения сточных вод от частных коттеджей, домов и небольших жилых и административных зданий. Ключевым моментом здесь является производительность – до 15 куб. м/сут. Это единственный вариант, при котором юридически возможно в настоящее время в России отведение очищенных стоков под землю через подземные колодцы и поля фильтрации. Для более подробного изучения данной области рекомендуется ознакомиться с СТО НОСТРОЙ 2.17.176-2015, а также уточнять информацию у производителей вышеуказанных установок.
Следующей группой идут очистные системы малой производительности, смонтированные в блок-контейнерах. Диапазон их производительности разнится (например, у ООО «НПО «Агростройсервис» это от 15 до 600 м3/сут), но в основном это до 1000 куб. м3/сут. Но здесь ключевым моментом является уже не производительность, а то, чем считаются эти установки. Возможны два варианта – они являются оборудованием или же капитальным строением.
Капитальное строение или оборудование?
К сожалению, на практике в России дальше начинается неопределённость. С одной стороны, покупать очистные установки как оборудование проще; по сути, это равноценно приобретению станка, насосной станции и подобного. Необходимо только, чтобы оборудование было сертифицировано и имело документ, подтверждающий качество очистки. Не требуется проведения государственной экспертизы, создания и защиты проектной документации и многих прочих этапов. В основном, коммерческие заказчики, которые вкладывают собственные деньги без привлечения государственных средств, предпочитают идти по данному пути.
Совсем другое дело, когда идёт привлечение государственных денег. Хотя формально законодательством не запрещено финансировать приобретение очистных сооружений как оборудования, большинство госзаказчиков подтвердят, что без положительного заключения государственной экспертизы проектно-сметной документации получить финансирование нереально. Соответственно, этот нюанс направляет нас на следующий путь – строительство очистных сооружений как объекта капитального строительства.
Строго говоря, такой вариант обязателен при строительстве очистных в здании или (что актуально для крупных) с выносным оборудованием в железобетоне или стали (коридорные аэротенки, радиальные или горизонтальные отстойники и прочее). Блок-контейнерных же очистных он может коснуться в зависимости от ситуации.
Для объектов капитального строительства уже обязательным является проведение комплекса изысканий, составление проектно-сметной документации и защита её в главной государственной экспертизе. Это, с одной стороны, требует дополнительных временных, трудовых и финансовых затрат. С другой стороны, именно этот пакет документов является наиболее полным, поэтому некоторые коммерческие заказчики предпочитают перестраховаться и пройти главгосэкспертизу в добровольном порядке.
Документы для согласования очистных сооружений
Сначала необходимо собрать определенный пакет документов:
- Акты – сюда входят акты отвода земельного участка под строительство очистных, на скрытые работы по сооружениям, на проверку функционирования всех механизмов, гидравлических испытаний здания и трубопроводов
- План объекта с коммуникациями
- Чертежи здания
- Техпаспорта на оборудование, приборы
- Проект очистных с приложенным полным технологическим расчетом
- Разрешение на сброс сточных вод после очистки
Согласование проектов проходит на различных этапах проектирования и строительства. Это защищает от переделок в будущем.
Сперва согласовываются точки сброса сточных вод в местном отделении Росрыболовства и Росприроднадзора. Подробнее о согласовании точки сброса читайте в нашей статье.
Прежде чем устанавливать очистные сооружения, нужно сделать следующее:
- провести обследование водного объекта и оценить его возможности принятия стоков
- утвердить точку сброса и обратиться к установщику для проведения проектирования по конкретному объекту. Проект разрабатывается с учётом требований, предусмотренных в выданном документе
- согласовать размещение очистных сооружений (стоков, труб)
- компании-установщику предоставить проект работ заказчику, после согласования его в Росрыболовстве и Бассейноводном управлении. В случае получения заказчиком разработанного проекта он утверждает и согласовывает его самостоятельно
- согласовать санитарно-защитную зону (СЗЗ) (проект, разработанный компанией-установщиком, проходит согласование в Роспотребнадзоре). Предоставить программу мониторинга водного объекта и водоохранной зоны
Согласование места размещения очистных сооружений
Данный этап является начальным, но и одним из основных. Здесь территориальный орган Федерального агентства по рыболовству исследует технологии, применяемые на будущем объекте, этапы строительства, воздействие на окружающую среду.
Вывод о возможности расположения очистных сооружений в данном месте делается с учетом гидрологических и особенностей фауны водного объекта. При отсутствии положительного заключения на возможное размещение очистных сооружений строительство и эксплуатация установки будет незаконной, так же как и сброс очищенных стоков в водный объект.
Место размещения очистных сооружений согласовывается в территориальном органе Федерального агентства по рыболовству по Постановлению Правительства РФ от 30.04.2013 № 384 на основании томов проектной документации и раздела «Оценка воздействия проектируемых работ на водные биоресурсы и среду их обитания».
Исходная документация:
- Заявление о согласовании места размещения очистных сооружений.
- Реквизиты предприятия, копия свидетельства ИНН, ОГРН, бланк предприятия, юридический и фактический адрес, ФИО Генерального директора, Устав — карточка предприятия.
- Разделы проектной документации, разработанной в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 87 (пояснительная записка, схема планировочной организации земельного участка, система водоснабжения, система водоотведения; технологические решения).
- Проект организации строительства.
- Перечень мероприятий по охране окружающей среды.
Срок рассмотрения заявки и документации отделением Федерального агентства по рыболовству на решение о согласовании (об отказе в согласовании) размещения очистных сооружений 30-40 календарных дней.
Санитарно-защитная зона очистных сооружений
Санитарно-защитную зону устанавливает федеральный орган исполнительной власти, которым осуществляется санитарно-эпидемиологический надзор. СЗЗ определяются в отношении следующих объектов:
- Действующих и планирующих строительство
- Требующих реконструкции, которые оказывают физическое, химическое, биологическое воздействие и превышают санитарно-эпидемиологические нормы
- С уровнем загрязнения выше 0,1 ПДК и ПДУ за пределом промплощадки.
Подробнее о санитарно-защитной зоне очистных сооружений смотрите в нашей статье.
Получение административного акта
Разрешение на сброс стоков выдаётся после прохождения мероприятий по проектированию, согласованию и утверждению разработанных материалов. Срок действия этого документа составляет 5 лет. После выдачи административного акта можно пользоваться частью или всем водным объектом для сброса стоков.
Ответственность
Все действующие предприятия подвержены проверкам. Они делятся на плановые и внеплановые. Плановые проверки проводят раз в три года. Внеплановые – при поступлении в контролирующие органы жалоб от организаций или физических лиц.
В ходе проверки может быть установлено, что отсутствует необходимый перечень документов. Тогда контролирующие органы выносят предупреждение и выдают предписание для устранения нарушений. Если не устранить нарушения вовремя, то помимо устранения этих нарушений придется уплатить штраф.
Прохождение государственной экспертизы
Как мы указывали ранее, для прохождения главной государственной экспертизы необходимо собрать следующий пакет документов. Отметим, что в разных регионах комплектность может отличаться. Могут потребоваться:
- Инженерные изыскания
- Геологические изыскания
- Геодезические изыскания
- Гидрометеорологические изыскания
- Экологические изыскания
- Археологические изыскания
В некоторых регионах отдельно требуется дополнительное проведение исследований на карстоопасность.