Как это довольно часто происходит, при строительстве очистных сооружений встаёт вопрос – как проходить согласование, и нужно ли вообще оно? Поскольку на эту тему уже сломано много копий, предлагаем разобраться подробнее.

Прежде всего, стоит отметить, что сложность согласования зависит от того, какой производительности и какого исполнения очистные сооружения.

Группы очистных сооружений

Первой подгруппой идут особо малые установки, которые предназначены для отведения сточных вод от частных коттеджей, домов и небольших жилых и административных зданий. Ключевым моментом здесь является производительность – до 15 куб.м/сут. Это единственный вариант, при котором юридически возможно в настоящее время в России отведение очищенных  стоков под землю через подземные колодцы и поля фильтрации. Для более подробного изучения данной области рекомендуется ознакомиться с СТО НОСТРОЙ 2.17.176-2015, а также уточнять информацию у производителей вышеуказанных установок.

Согласование очистных сооружений

Следующей группой идут очистные системы малой производительности, смонтированные в блок-контейнерах. Диапазон их производительности разнится (например, у ООО НПО Агростройсервис это от 15 до 600 куб.м/сут), но в основном это до 1000 куб.м/сут. Но здесь ключевым моментом является уже не производительность, а то, чем считаются эти установки. Возможны два варианта – они являются оборудованием или же капитальным строением.

Капитальное строение или оборудование?

К сожалению, на практике в России дальше начинается неопределённость. С одной стороны, покупать очистные установки как оборудование проще; по сути это равноценно приобретению станка, насосной станции и подобного. Необходимо только, чтобы оборудование было сертифицировано и имело документ, подтверждающий качество очистки (здесь вы можете посмотреть данные документы на оборудование производства ООО НПО Агростройсервис - вставить). Не требуется проведения государственной экспертизы, создания и защиты проектной документации и многих прочих этапов. В основном, коммерческие заказчики, которые вкладывают собственные деньги без привлечения государственных средств, предпочитают идти по данному пути.

Совсем другое дело, когда идёт привлечение государственных денег. Хотя формально законодательством не запрещено финансировать приобретение очистных сооружений как оборудования, большинство госзаказчиков подтвердят, что без положительного заключения государственной экспертизы проектно-сметной документации получить финансирование нереально. Соответственно, этот нюанс направляет нас на следующий путь – строительство очистных сооружений как объект капитального строительства.

Строго говоря, такой вариант обязателен при строительстве очистных в здании или (что актуально для крупных) с выносным оборудованием в железобетоне или стали (коридорные аэротенки, радиальные или горизонтальные отстойники и прочее).  Блок-контейнерных же очистных он может коснуться в зависимости от ситуации.

Для объектов капитального строительства уже обязательным является проведение комплекса изысканий, составление проектно-сметной документации и защита её в главной государственной экспертизе.  Это, с одной стороны, требует дополнительных временных, трудовых и финансовых затрат. С другой стороны, именно этот пакет документов является наиболее полным, поэтому некоторые коммерческие заказчики предпочитают перестраховаться и пройти главгосэкспертизу в добровольном порядке.

Прохождение государственной экспертизы

Как мы указывали ранее, для прохождения главной государственной экспертизы необходимо собрать следующий пакет документов. Отметим, что в разных регионах комплектность может отличаться.

  • Инженерные изыскания
  • Геологические
  • Геодезические
  • Гидрометеорологические
  • Экологические
  • Археологические

В некоторых регионах отдельно требуется дополнительное проведение исследований на карстоопасность.

Пример прохождения госэкспертизы

Проектно-сметная документация составляется в соответствии с ПП от 16 февраля 2008 года за №87. Специализированные проектные организации делают проект в соответствии с данным постановлением. Есть один важный нюанс – раздел «Пояснительная записка» по сути содержит описание технологии работы установки конкретного производителя. Поэтому данный раздел для проектных организаций, которые обычно специализируются на общестроительных проектах, имеет смысл в помощь привлечь специалистов именно производителя очистных сооружений.

Согласование очистных сооружений

После того, как весь пакет собран, он подаётся на рассмотрение государственной экспертизы. В срок до 3 месяцев (с учётом исправлений) происходит согласование проекта. С положительным заключением экспертизы становится возможен переход на следующий уровень, связанный с получением разрешения на сброс очищенных сточных вод в водоём, о котором мы подробно рассказывали здесь .

Поскольку в основном экспертизу проходят госзаказчики, то следующим этапом является выставление конкурса на осуществление капитального строительства. Поскольку сумма строительства очистных сооружений довольно значительна, то, скорее всего, частные заказчики также будут проходить через этап конкурса, поэтому в большой мере это относится и к ним.

По завершению конкурса начинается собственно строительство. Здесь стоит отметить несколько нюансов. Во-первых, при строительстве могут выясниться какие-то неучтённые или непредвиденные расхождения со строительством. Поэтому не исключено, что для их разрешения понадобится внесение изменений в проект с перепрохождением экспертизы. Во-вторых, как один из этапов согласования можно рассматривать и процесс сдачи объекта Заказчику и подготовку и подписание соответствующей исполнительной документации.

Как мы видим, вариант с рассмотрением очистных сооружений в качестве объектов капитального строительства наиболее трудозатратен. С другой стороны, он даёт ряд бонусов. Во-первых, как было указано выше, он даёт наиболее полный комплект документации. Во-вторых, при стоимости капитального строительства свыше 50 миллионов рублей допускается в конкурсе на строительство требовать строительство именно описанных в проекте очистных сооружений, без аналогов. Это позволяет избежать ситуации, когда при демпинге на торгах побеждает заведомо неспособный выполнить требуемый объём строительства подрядчик.

Иногда существует возможность провести модернизации существующих очистных сооружений, закупив дополнительную блок-контейнерную установку в параллель к имеющимся очистным как дополнительное оборудование, но в данном случае решение принимается индивидуально.

Другие статьи