ЧТО ТАКОЕ СЕРВИСНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И ЗАЧЕМ ОНО НУЖНО

Сервисное обслуживание – это комплекс работ, направленный на поддержание очистных сооружений в рабочем и безаварийном состоянии. После постройки нового комплекса очень важно наладить систему обслуживания, чтобы сооружения оставались как можно дольше работоспособными.

Владельцы очистных сооружений, как правило, обслуживают их своими силами. Для этого содержится штат сотрудников - начальники, инженеры и операторы, как на любом промышленном предприятии. При правильном построении этого процесса все работы должны быть предусмотрены регламентами по эксплуатации и инструкциями. Внедрены и изучены правила по технике безопасности и охране труда. Строгое соблюдение технологии эксплуатации и следование составленным графикам осмотра оборудования – это обязательные рабочие функции персонала очистных сооружений.

Операторы ежедневно производят визуальный осмотр на выявление предпосылок к сбою: посторонние шумы, вибрации, подтекание, перегревание и т.д., заносят контрольную информацию в журналы. При выявлении факторов нештатной работы, обслуживающий персонал самостоятельно устраняет дефекты. В случае невозможности устранения неполадки, эксплуатационная служба привлекает квалифицированных специалистов-производителей оборудования к устранению поломки. На этом этапе решается вопрос о ремонте или замене конкретного узла заводом-изготовителем. Например, если это насосы, то, согласно паспорту изделия, может быть произведен гарантийный ремонт или обмен. Если гарантия истекла – рассматриваются варианты негарантийной починки или покупка нового.

При отсутствии профессионального подхода к техобслуживанию очистных сооружений может привести к серьезным последствиям. Может ухудшиться качество очистки сточных вод, что повлечет для предприятия серьезные штрафные санкции со стороны органов государственной власти, а окружающей среде – ощутимый вред. А может привести к экологической катастрофе местного масштаба – аварийная остановка сооружений, которая может повлечь затопление неочищенными стоками канализационной насосной станции, коллектора, трубопроводов, самих очистных сооружений и прилегающих территорий Санитарно-Защитной Зоны, и, в самом худшем случае, попадание нечистот в больших объемах в места проживания людей и среду обитания животных и рыб.

ВИДЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ ОЧИСТНЫХ СООРУЖЕНИЙ

Планомерность и своевременность проведения сервисных работ являются направленными профилактическими действиями на предупреждение остановки процесса (вне зависимости от методов очистки сточных вод) и аварийному выходу из строя оборудования. Разберем подробнее каждый из видов сервисных работ и обслуживания:

  • техническое обслуживание узлов и агрегатов
  • текущий ремонт
  • капитальные работы по реконструкции или модернизации

Техническое (сервисное) обслуживание очистных сооружений

Систематические профилактические работы при эксплуатации, хранении, транспортировке оборудования, обеспечивающие бесперебойное функционирование очистных сооружений называются техническим или сервисным обслуживанием.

В обязанности службы обеспечения ТО (технического обслуживания) включены:

  • технический осмотр для определения сроков проведения планового ремонта
  • фиксирование всех событий ТО в журнале техобслуживания
  • профилактика преждевременного износа: проведение работ по смазке, чистке, настройке или регулировке элементов системы очистки стоков, своевременная замена дефектных деталей
  • промывка емкостей и фильтров, трубопроводов и колодцев
  • по выявленным дефектам, которые невозможно устранить в рамках сервисного обслуживания, оборудование ставится в план на капитальный или текущий ремонт, в зависимости от масштабности необходимых работ
  • на основании полученных данных составляется ежегодный график Планово-Предупредительного Ремонта (ППР)

Это необходимые работы, направленные на обеспечение безостановочного процесса. Эти работы предполагают плановый ремонт и замену элементов, узлов или агрегатов согласно графику ППР и проводятся ежегодно по следующим направлениям:

  • очистка и промывка емкостей от накопившихся осадков
  • замена изношенных или дефектных элементов защитных ограждений, перекрытий и крышек колодцев
  • ремонт или замена лестничных конструкций, ходовых скоб колодцев, горловины и лотков колодцев
  • смазка задвижек на трубопроводах, их починка
  • обслуживание насосных станций согласно паспортам изделий
  • проверка контрольно-измерительных приборов и аппаратуры
  • ремонтирование системы вентиляции
  • срочная замена фильтров в различных системах
  • ремонтные работы по иным устройствам и установкам (реагентные установки, системы дозировки и т.п.)
  • замена ламп ультрафиолетового обеззараживания стоков (при окончании срока эффективного использования)

Капитальный ремонт очистных сооружений

Оборудование, которое нельзя отремонтировать без остановки процесса, включается в график капитального ремонта. Периодичность зависит от условий эксплуатации и производителя очистных систем, в среднем это раз в 4-5 лет. В соответствии с утвержденными графиками необходимо производить следующие виды работ:

  • замену или капитальный ремонт канализационных колодцев (при необходимости)
  • замену трубопроводов с явными признаками глубокой коррозии, трещинами или просадками
  • замену или капитальный ремонт задвижек
  • починку отдельно взятых узлов и агрегатов
  • ремонтно-восстановительные работы насосов
  • очистку и дезинфекцию емкостей
  • замену блоков биологической загрузки
  • замену фильтров механической очистки

СЕРВИСНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СВОИМИ СИЛАМИ

Как писалось выше, текущий и капитальный ремонты запланированы и осуществляются по предписанной технологии.

Сервисное обслуживание осуществляется согласно паспорту изделия, где прописаны периодичность и методика выполнения работ.

Факт проведения обслуживания фиксируется в журнале. Рассмотрим несколько основных узлов с точки зрения сервисного обслуживания, что же нужно делать, что бы отдалить приближение «капиталки».

Стартовый элемент очистных сооружений – приемная камера и песколовка. Приемную камеру очищают от отложений, при необходимости производят профилактический ремонт. При заполнении бункера пескопульпой, возникает необходимость ее выгрузки. После этого необходимо промыть трубопроводы и сопла струей воды подаваемой под давлением 0,5 МПа.

Следующий элемент – нефтеуловители, в них очищают тонкослойные секции от шлама, чистят подводящие и отводящие трубы от нефти и отложений. Износившиеся детали меняют на новые. Отстойники – проводят очистку от накопленного шлама и отложений на стенках и трубах. Проверяют состояние погружного оборудования отстойников – насосов, механических погружных устройств, задвижек и крепежа.

Обслуживание фильтров сводится к их промывке водой под напором. При текущем ремонте проводят поставку новых и техобслуживание загрузочного устройства.

Аэротенки (биологическое удаление излишков фосфора и азота), как правило, обслуживаются при текущем или капитальном ремонте, когда этот узел выводится из процесса очистки. При сервисном обслуживании элементы аэротенка очищают от отложений, производят восстановительные работы или меняют изношенные элементы.

Флотаторы – требует постоянного внимания на предмет очистки от засорений, отложений (осадков) в напорном агрегате, баках реагентов и в зоне флотации. Периодичность обслуживания зависит от жесткости воды и качественного состава стоков.

Сдача оборудования на капремонт

Порядок передачи оборудования подразумевает комплекс подготовительных и организационных мероприятий:

  • очистка от посторонних отложений (грязь, масло, пыль)
  • освобождение подходов к нему, к системе креплений
  • организация площадки для ремонтирования или демонтажа, обеспечение отсутствия посторонних предметов

Оборудование выводится из эксплуатации на профилактику или восстановление с оформлением допуска на соответствующие работы и обеспечение условий охраны труда.

Безостановочный режим очистки стоков обеспечивается введением в эксплуатацию резервного (дублирующего) оборудования, если оно было предусмотрено проектом. После окончания ремонта проводится проверка технического состояния с помощью испытаний в рабочих режимах работы:

  • 8 часов обкатки при выходе из текущего ремонта
  • 72 часа - после капитального ремонта

Все действия по сдаче - приемки фиксируются в журналах ППР. Дальнейшее обслуживание строится с учетом информации о проведённых сервисных осмотрах и восстановления оборудования. По опыту сервисных компаний известно, что не всегда удается обеспечить качественное сопровождение очистных сооружений на должном уровне своими силами, особенно при капитальных восстановительных работах. Прежде всего это связано с кадровым вопросом: большие затраты по времени и финансам (обучение персонала), неэффективность использования трудовых ресурсов (простои) и отсутствие узкой специализации, позволяющей решать сложные вопросы.

ОБСЛУЖИВАНИЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

При отсутствии специально обученного инженерно-технического персонала имеет смысл заключать договоры на регулярное сервисное обслуживание, которое, помимо выше перечисленных работ, включает все разделы технического и капитального ремонтов.

Если текущий ремонт обеспечивается во многом собственными силами, то капитальный рекомендуется осуществлять с помощью специалистов профильных организаций, занимающихся производством и реконструкцией очистных сооружений на качественно высоком уровне. Чтобы минимизировать большие затраты на капитальные восстановительные мероприятия, разумно воспользоваться регулярным сервисным обслуживанием узкоспециализированных организаций. Для проведения сервисного обслуживания, в первую очередь, требуется квалифицированные специалисты со стороны заказчика и сервисной компании. Инженеры подрядной организации параллельно сервисному обслуживанию проводят консультационно-обучающие мероприятия для обслуживающего персонала, таким образом передавая им знания и опыт. По итогам обучения проводится проверка знаний регламента обслуживания и правил эксплуатации оборудования персонала. При таком подходе предупреждаются ошибки в работе службы эксплуатации, и, как следствие, снижается вероятность аварийного ремонта.

Сервисные работы, которые Вам обеспечит профессиональная компания обслуживания очистных сооружений:

  • ознакомление с технологией очистки, применяемой на объекте
  • освидетельствование текущего состояния агрегатов и узлов, тестирование под нагрузкой
  • проведение анализов сточных вод экспресс-тестами и оценка на каждой ступени очистки
  • оценка эффективности элементов системы
  • настройка системы для достижения плановых показателей эффективности очистки
  • внесение необходимых мероприятий в график ППР
  • проведение повторных исследований стока после проведенных изменений в технологическом процессе
  • составление рекомендаций по техническому сопровождению технологического процесса
  • заключение о целесообразности проведения текущего, или капитального ремонта

При заключенном договоре на обслуживание, Ваша компания обезопасит себя от форс-мажорных ситуаций и аварийного выхода оборудования из строя. Периодичность проведения работ не реже 1 раза в год предупреждает возникновение подобных инцидентов.

Другие статьи