Существует много различных сфер бизнеса, где оборудование активно потребляет воду и производит большое количество стоков. В частности, такая особенность характерна для такой сферы, где в основном заняты представители малого бизнеса, как мойки для автомобилей.
Если учесть, что небольшие предприятия более чувствительны к экономии на ресурсах (в данном случае отведение стоков) и на потенциальных штрафах (за сброс неочищенных сточных вод), то для их владельцев приобретение очистных комплексов может быть весьма актуальным.
Может возникнуть вопрос, зачем чистить техническую воду, ведь мы ее не пьем! Да, это так, но нужно учесть, что в рыночных условиях за водный ресурс нужно платить. Главный расходный компонент любой стандартной автоматической мойки – это вода. Представим, что мы будем мыть машины водой без системы очистки.
Что будет, если не очищать оборотную воду?
- Автомобили заезжают на помывочный комплекс с грязью органического и неорганического происхождения (песок, глина, нефтепродукты, листва). Цель заезда – отмыть загрязнения, отполировать машину или покрыть горячим воском, высушить и уехать на блестящем автомобиле.
- Если в системе очистки применяется оборотная вода, то должны быть и ёмкости, где отработанная вода отстаивается. При постоянной положительной температуре воды начинают активно размножаться бактерии, вода меняет цвет и приобретает неприятный запах.
- Распылители и насосы, работая на грязной воде, выйдут из строя, а качество помывки последующих машин резко снизится.
- Как итог – потеря клиентов и недобрая слава.
Таким образом, становится понятно, зачем же очищать воду на стационарных автомобильных мойках. Теперь давайте рассмотрим способы, которые существуют для очистки технической воды.
Методы очистки технической воды
- Отстаивание
- Механическая очистка
- Сорбция или фильтрация
- Обратный осмос (молекулярная очистка)
- Дистилляция (выпаривание)
- Химическая очистка с помощью флокулянтов или коагулянтов (крахмал, порошковый полиэтилен и его производные)
- Обеззараживание гипохлоритом
Биологическая очистка (активированный ил, ультрафиолет, дождевые черви и пр.) в системах очистки воды для помывочных станций, как правило, не используется.
Наиболее простым и доступным методом является отстаивание и механическая очистка.
При сорбции или фильтрации примеси, расположенные в воде, поглощаются фильтрами с кварцевым или базальтовым песком, золой, углем.
Принцип работы обратного осмоса аналогичен, но здесь установлен молекулярный фильтр, его мембрана пропускает лишь воду. Данный способ считается самым дорогим.
Классическая схема применяет комбинацию фильтров. Сперва проходит грубая очистка кварцевым песком, затем более тщательная базальтовым песком, далее следует биологическая активированным углем, и в завершении – молекулярная при помощи обратного осмоса.
Выпаривание воды и сбор пара в отдельной емкости – дистилляция – было самым опасным способом, поскольку температура кипения воды в нормальных условиях 100°C. Современные дистилляторы благодаря вакууму в емкости могут выпарить уже при температуре 32-37°C.
Химическая очистка, хоть и надежный, но достаточно дорогой способ.
Обеззараживание, несмотря на простоту процесса, требует частого анализа воды для определения количества ежедневной нормы гипохлорита.
Устройство автомоек
Разберём подробнее, как устроены эти станции.
Вода, стекающая с автомобилей, содержит такие характерные загрязнители, как песок, взвешенные вещества, нефтепродукты и моющие средства. Первичная очистка начинается уже в приёмном бункере, который выполняет роль песколовки и первичного отстойника. Далее погружным насосом вода подаётся на засыпной фильтр с многоходовым клапаном, где проходит сквозь загрузку и очищается от взвешенных частиц. В роли загрузки обычно выступает сеяный фракционированный песок и гравий в качестве балластного наполнителя. Ручной или автоматизированный многоходовой клапан позволяет периодически промывать фильтр. После этого вода проходит через блок сменных картриджей тонкой фильтрации и сорбционных, где происходит удаление остатков взвесей, нефтепродуктов и моющих веществ. Далее идёт накопление в буферной ёмкости, откуда вода может подаваться на повторное использование.
Такова наиболее употребительная схема. Она позволяет по максимуму задействовать рециркуляцию воды и минимизировать количество сточных вод, сбрасываемых в центральную канализацию.
Производители дополняют эту схему различными опциями, позволяющими переработать больший объём стоков, продлить срок службы картриджей и загрузки, получать умягчённую и обессоленную воду и так далее.
Например, добавление в схему флотатора позволяет уловить большое количество взвесей перед песчаным фильтром или вовсе обойтись без него. Установки ионообменного умягчения позволяют получать мягкую воду, не оставляющую накипи на нагревательных элементах, производящих горячую воду. Обратный осмос позволяет получить деминерализованную воду с минимальным содержанием солей, применяющуюся для ополаскивания и не оставляющую следов при высыхании на поверхности автомобиля.
Таким образом, грамотно подобранное оборудование позволяет не только экономить на ресурсах, но и обеспечить подачу воды различного качества под конкретные нужды бизнеса.